среда, 6 ноября 2013 г.

"ПОЖАР В БОРГО" — фреска, созданная выдающимся художником Итальянского Возрождения Рафаэлем Санти (1483—1520) в Ватикане, в "Станце Пожара в Борго" в 1514—1515 гг. — в третьей по порядку комнате папских апартаментов (см. римский классицизм; "Станцы Рафаэля" в Ватикане). Стены этого зала расписаны Рафаэлем с учениками по заказу Папы Римского Льва X (1513—1521), поэтому на фресках запечатлены события, взятые из "Книги Понтификов", происходившие при Папах, которые носили имя Лев. Композиция "Пожар в Борго" посвящена чуду Льва IV (847—855), который в 847 г. остановил крестным знамением пожар, грозивший постройкам Ватикана1 (рис. 352; на дальнем плане фрески, за ватиканским дворцом, изображен фасад старой базилики Св. Петра; она еще существовала в первые годы работы Рафаэля в Риме). Это произведение Рафаэля обычно не удостаивают высокой оценки, считается, что оно создано в основном учениками мастера. И действительно, по композиции это одно из наименее удачных произведений "Станц". Зрительно картина распадается на отдельные группы фигур, а середина фрески, как говорят художники, "проваливается". Х. Вёльфлин в книге "Классическое искусство" отметил фреску несколькими строчками: "Есть отдельные прекрасные мотивы, но хорошее перемешано здесь со слабым, и все лишено замкнутости оригинальной композиции"2. М. Дворжак также отмечает, что "лишь в отдельных фигурах... со всей очевидностью проявляется мастерство Рафаэля"3. В левой части фрески Рафаэль изобразил коринфскую колоннаду храма Марса Ультора ("Мстителя"), который находился в центре Форума Августа (римский император Октавиан Август освятил его в честь победы над убийцами Юлия Цезаря). От этого храма сохранились лишь лестница и нижние части отдельных колонн (см. т. 10, рис 118). Рафаэль изучал археологию Рима и даже составил карту античного города. Мужская фигура слева, несущая на плечах старца, восходит к античным изображениям Энея, выносящего на плечах Анхиса из горящей Трои (см. "Римское милосердие"). Фигура написана Джулио Романо, учеником Рафаэля. Рядом Романо изобразил Аскания, сына Энея, а позади — его жену Креусу. Особенно знаменита фигура в правой части композиции — девушка, несущая кувшин на голове. Она впечатляет совершенством силуэта, подсказанным Рафаэлю похожей фигурой с фрески Д. Гирландайо, но нарисована под воздействием мощной пластики Микеланжело (рис. 353, 354). Таков был методосновоположника римского классицизма.
Интересно это можно считать планом эвакуации при пожаре или нет? Слева внизу люди явно эвакуируются
1  Борго (borgo) по-итальянски означает поселок, городская окраина, предместье. Соответствует русскому "посад".
2  Вёльфлин Г. Классическое искусство. СПб.: Алетейя, 1997 (1899). С. 116.
3  Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: В 2 т. М.: Искусство, 1978. Т. 2. С. 52.

Комментариев нет:

Отправить комментарий